 |
Мало обладать выдающимися качествами, надо еще уметь ими
пользоваться.
Ларошфуко |
На базе школы действует районная экспериментальная площадка по теме:
«Методическое обеспечение использования ИКТ в деятельности образовательного учреждения»
Актуальность опытно-экспериментальной работы по теме «Методическое обеспечение использования ИКТ в деятельности образовательного учреждения» заключается в том, что главной задачей Российского образования является достижение федеральных государственных образовательных стандартов, нацеленных на определение умений, навыков, уровней развития, которые должен получить школьник на каждом этапе обучения.
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Решение этой задачи невозможно без использования современных технологий обучения на всех направлениях работы школы. Работа с ИКТ технологиями должна органично вписываться в учебный процесс, повышать его эффективность, облегчить труд педагога, администратора и ученика. Однако часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда ИКТ технологии внедряются стихийно, несогласованно, что, наоборот, снижает эффективность учебного процесса. Решением этой проблемы является разработка методики использования ИКТ в образовательном учреждении.
Целью экспериментальной работы является реализация федеральных государственных образовательных стандартов через разработку и внедрение ИКТ технологий в деятельность ОУ.
Задачи ОЭР
1. Развитие ИКТ-компетентности педагогов, детей и родителей.
2. Повышение эффективности использования ИКТ на уроках через внедрение индивидуального сопровождения учителя, курсовую подготовку и систему внутришкольных мероприятий по повышению квалификации.
3. Формирование у учащихся навыков проектной исследовательской учебной деятельности через использование возможностей Web-технологий и интерактивных технологий.
4. Повышение эффективности воспитательной работы через использование мультимедийных технологий, ресурсов сети Интернет.
5. Использование интерактивных технологий в образовании. Образовательная модель "1 ученик: 1 компьютер" в условиях введения ФГОС.
6. Использование современного учебного оборудования.
7. Применение госуслуг в образовании в электронном виде. Внедрение электронного внутришкольного документооборота, в т.ч. работа с электронным журналом и электронными дневниками.
8. Применение электронных образовательных ресурсов для педагогов и школьников.
9. Расширение возможностей школьной медиатеки за счет ведения базы данных готовых и авторских учебных пособий.
10. Регулярная поддержка сайта школы, создание персональных сайтов учителей, использование Веб-технологий для распространения опыта.
11. Внедрение элементов дистанционного обучения в образовательный процесс.
12. Участие педагогов в сетевых проектах.
13. Создание цифрового паспорта школы.
Содержание работы:
Проект реализуется с 01.09.2012 г. по 31.08.2015 г.
Ожидаемые результаты:
На уровне ОУ.
- Разработка методических рекомендаций по использованию ИКТ в деятельности образовательного учреждения.
- Создание педагогической среды для повышения творческой активности учащихся.
- Создание программы проведения внутришкольных семинаров-практикумов, мастер-классов и индивидуальное сопровождение учителей.
- Обновление материально-технической базы школы.
- Создание цифрового паспорта школы.
На районном уровне.
- Распространение методических рекомендаций по использованию ИКТ в деятельности образовательного учреждения.
- Сотрудничество с НИРО по организации дистанционного обучения школьников.
- Участие в научно-практических конференциях районного уровня.
Этапы проведения эксперимента
1. Подготовительный 01.09.2012 – 31.08.2013
Содержание этапа |
Необходимые условия |
Ожидаемые результаты этапа |
Разработка программы эксперимента |
Проведение мониторинга эффективности использования ИКТ в учебном процессе |
Разработанная программа эксперимента. |
Разработка и проведение мониторингов деятельности школы. |
Разработка положения о проведении внутришкольных мониторингов |
Создание внутришкольной системы мониторингов. |
Приобретение интерактивных обучающих средств, разработка нормативных документов по их использованию |
Разработка пакета нормативных актов об использовании ИКТ в учебном процессе. Проведение мониторинга потребности в обучающих средствах. |
Подготовка материально-технической базы школы к проведению эксперимента
|
Обучение педагогических кадров, индивидуальное сопровождение учителей |
Разработка программы повышения квалификации учителей-предметников в рамках эксперимента. Проведение анализа компьютерной грамотности педагогического коллектива. |
Повышение профессионального уровня учителя
Портфолио учителей
|
Систематизация и пополнение школьной медиатеки |
Организация сбора разработок учителей и учащихся школы. |
Накопление электронных учебных пособий, разработанных учителями и учащимися школы, их систематизация. Создание каталога электронных продуктов |
Организация работы с электронными образовательными ресурсами |
Организация сбора ЭОР по предметам. |
Накопление ЭОР и их систематизация. Создание каталога электронных продуктов |
Организация деятельности школьной творческой группы. |
Разработка документации, регулирующей деятельность школьной творческой группы. |
Начало деятельности творческой группы |
Внедрение электронного журнала и электронного дневника. |
Организация технического и методического сопровождения классных руководителей, педагогов, учащихся и родителей. Разработка Положение о ведении электронных журналов и электронных дневников внутри школы |
Использование в повседневной практике электронных журналов и электронных дневников |
Создание научно-методического совета школы. |
Наличие научного руководителя школы. |
Повышение эффективности инновационной деятельности школы. |
2. Формирующе-преобразующий 01.09.2013– 31.08.2014
Содержание этапа |
Необходимые условия |
Ожидаемые результаты этапа |
Техническое и методическое сопровождение учителей, разработка и систематизация учебных пособий в рамках школьной творческой группы, мониторинг эффективности использования ИКТ в образовательном процессе. Работа школьных методических объединений и научно-методического совета по обобщению и распространению опыта. |
Проведение мониторингов эффективности использования ИКТ в учебном процессе. Наличие локальных актов, регламентирующих деятельность по внедрению ИКТ в учебном процессе на всех его этапах. |
Повышение качества образовательного процесса.
Активизация инновационной деятельности учителей, их участия в творческих конкурсах и фестивалях. |
Формирование у учащихся навыков проектной исследовательской учебной деятельности через использование возможностей Web-технологий и интерактивных обучающих программ. |
Приобретение и внедрение интерактивных учебно-методических комплексов, позволяющих формировать у учащихся навыки проектно- исследовательской деятельности. Анализ и подбор сайтов, содержащих информацию для исследовательской деятельности учащихся, исследовательская работа на основе этих сайтов. |
Приобретение учащимися навыков проектно-исследовательской деятельности, активизация участия учащихся в творческих конкурсах, олимпиадах и Интернет - олимпиадах. Аналитические материалы, портфолио учащихся. |
Использование сайтов учителей-предметников для ведения дистанционного обучения на дому детей с ограниченными возможностями, а также для работы с одаренными учащимися. |
Наличие компьютерной техники во всех классах. |
Повышения качества обученности, мотивации обучения, экономия времени педагога, повышение творческого потенциала сильных учащихся. |
Повышение эффективности воспитательной работы через использование мультимедийных технологий, ресурсов сети Интернет. Создание серии мультимедийных презентаций для проведения классных часов. |
Анализ культурологических, военно-патриотических сайтов, сайтов психологической поддержки для подростков. Использование их материалов в воспитательной работе. Создание команд учащихся, занимающихся подбором интернет - материалов. |
Повышение эффективности воспитательного процесса школы. |
Внедрение системы внутришкольного документооборота |
Подключение всех компьютеров к локальной сети, обучение педагогов работе в локальной сети, обмен электронной документацией. Разработка Положения о внутришкольном документообороте. |
Экономия времени и материальных ресурсов, оперативность доставки информации и обратной связи. |
Участие педагогов в сетевых проектах.
|
Наличие в образовательном учреждении сети Интернет. |
Активизация инновационной деятельности учителей. Аналитические материалы, портфолио учителей. |
Промежуточная диагностика опытно-экспериментальной работы. |
Наличие разработанной системы мониторинга эффективности образовательного процесса.
Проведение мониторинга эффективности образовательного процесса. |
Коррекция экспериментальной деятельности и разработка рекомендаций по совершенствованию опытно-экспериментальной работы. |
3. Итогово-обобщающий 01.09.2014– 31.08.2015
Содержание этапа |
Необходимые условия |
Ожидаемые результаты этапа |
Диагностика опытно-экспериментальной работы |
Проведение мониторинга эффективности образовательного процесса |
Оценка эффективности проведенного эксперимента. Написание аналитических материалов. |
Разработка методических рекомендаций по различным видам учебно-воспитательной деятельности с использованием ИКТ технологий. |
Анализ результатов диагностики опытно-экспериментальной работы. Обобщение опыта экспериментальной работы. |
Методические рекомендации организации обучения средствами проектной и исследовательской деятельности. Методические рекомендации по дистанционному обучению в школе для различных групп учащихся.
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности средствами ИКТ технологий общеобразовательного учреждения. |
Распространение опыта инновационной работы школы в сети Интернет |
Ведение школьного сайта, наличие разработанных сайтов педагогов школы. Анализ российских педагогических сайтов, форумов, блогов. |
Публикация материалов на школьном сайте, сайтах педагогов. Написание статей и их публикация на российских педагогических сайтах, обсуждение результатов эксперимента на педагогических форумах. |
Создание цифрового паспорта школы
|
Проведение мониторинга деятельности общеобразовательного учреждения |
Описание и методические рекомендации по созданию цифрового паспорта школы.
Создание цифрового паспорта школы. |
Участие в районных семинарах, конференциях, выставках-ярмарках, творческих конкурсах. |
Обобщение опыта инновационной деятельности учителей и учащихся, оформление инновационных продуктов |
Получение оценки инновационной деятельности школы, публикация материалов |
Публичный отчет |
Обобщение опыта инновационной деятельности учителей и учащихся, оформление инновационных продуктов |
Получение оценки инновационной деятельности школы, публикация материалов |
Продукты, предъявляемые по окончании работ:
- Методические рекомендации по внедрению ИКТ технологий в ОУ с перечнем программно-аппаратных средств используемых в ОУ.
- Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности средствами ИКТ технологий общеобразовательного учреждения.
- Методические рекомендации по дистанционному обучению в школе для различных групп учащихся.
- Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся. Выпуск проектно-исследовательских работ учащихся.
- Программа повышения квалификации учителей-предметников по внедрению модели ОУ, включающая в себя курсовую подготовку, внутришкольные семинары-практикумы и мастер-классы, индивидуальное сопровождение учителей.
- Цифровой паспорт школы.
- Публикации на российских педагогических сайтах.