Муниципальное бюджетное

                     общеобразовательное учреждение                           

Шилокшанская  школа

городской округ город Кулебаки

                                  Нижегородская область

 

 

                                                                                                                Основная образовательная программа

начального общего образования

                  

 

 

                

Основная образовательная Программа начального общего образования МБОУ Шилокшанской школы разработана педагогическим коллективом  школы в соответствии с:

           Концепцией  духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России(2009г). - М.: Просвещение, 2010;

           Концепцией национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утверждённой Президентом Российской Федерации Д. Медведевым  04 февраля 2010 г., Пр-271 1;

           Федеральным государственным образовательным стандарт начального общего   образования. - М.: Просвещение, 2010;

           с требованиями Примерной основной образовательной программой начального общего образования. – М.: «Просвещение», 2010.

           с требованиями Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: «Просвещение», 2010.

           Приказом  Министерства образования и  науки РФ №1241 от 26.11.2010г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».

           Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрировано в Минюсте России   03.03.2011, регистрационный номер 1993

           Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"

           Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации" О внесении изменений в федеральный государственный образовательный

стандарт начального общего образования, утверждённый приказом

Министерства образования и науки Российской Федерации " от 6 октября 2009 г. N 373  от 22 сентября 2011 г.N 2357                                   

           с Конвенцией о правах ребенка, Федеральными законами «Об образовании»;

           требованиями Федерального Образовательного Стандарта начального общего образования 2004  ;

           с возможностями УМК "Школа России

           с Программой развития МБОУ Шилокшанской школы, в которой отражены особенности образовательного учреждения, образовательные потребности и запросы обучающихся.

    Кадровое обеспечение. В начальной школе работают 5 учителей начальных классов. Высшее образование имеют -3 педагога, средне-специальное-1, неоконченное высшее-1.  Первую квалификационную категорию-2 человека, соответствие занимаемой должности-2 человека, без категории- 1 человек. В 2009-2013 год курсы повышения квалификации по проблеме «ФГОС начального общего образования и его реализация »  прошли 4 человека.

В начальной школе работает  педагог-психолог, учитель-логопед и социальный педагог. Работает логопедический пункт. Осуществляется психолого-педагогическое сопровождение развития каждого ребенка на всем периоде обучения. Идет активная работа с детьми риска, с социально незащищенными детьми. Вакансий в школе нет. Все предметы учебного плана реализуются в полном объеме.

Финансирование образовательной деятельности школы осуществляется в пределах бюджетных ассигнований. Внебюджетных средств школа не имеет, платных образовательных услуг не осуществляет.

Материальная и техническая база школы - это 8 учебных аудиторий (из них 2  занимает начальная школа),  спортивная площадка;  кабинет информатики, кабинет психолога и логопеда, социального педагога; столовая на 70 посадочных мест; библиотека с книжным фондом 24589 экземпляров учебной и художественной литературы. В кабинетах начальной школы имеется необходимое оборудование для организации образовательного процесса, технические средства:  установлено 2 компьютера,  интерактивные доски и мультимедийные проекторы. Школа  располагает электронными учебными пособиями по всем предметам, лицензионными программами, имеет выход в Интернет, оснащена достаточным количеством оргтехники

Характеристика социума. МБОУ Шилокшанская школа находится на территории поселка Шилокша. Из учреждения культурно - досугового характера- сельский клуб.Роль школы в  воспитании и творческом развитии детей  является приоритетной и благоприятно воздействует на социокультурную обстановку села.

Разработчики Программы: администрация школы, методический совет школы, рабочая группа по разработке и реализации программы,  психолог школы, социальный педагог школы.

 

     Исполнители Программы: педагогический коллектив МБОУ Шилокшанской школы, администрация школы, родительская общественность.

 

     Сроки реализации Программы 2011-2015г.

      1 этап - разработка и апробация проектов, обеспечивающих достижение основных направлений Программы.

      2 этап - реализация основных направлений Программы.

      3 этап - внедрение и мониторинг качества выполнения Программы.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования – особого этапа в жизни ребенка 6,5 лет-11 летнего возраста, связанного:     

           с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка- с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

           освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

           принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

           формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

 

     Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Корректировка осуществляется ежегодно в соответствии с решениями Совета школы по результатам ежегодного отчета об итогах реализации конкретного этапа Программы.

    В Программе отражена Концепция школы - через культуру к конкурентноспособному выпускнику, способного достойно служить Отечеству. Данная концепция основывается на принципах фундаментальности, универсальности, культуросообразности, уникальности и индивидуальности.

    Научно-методологической основой Концепции являются:

          филисофия образования, исследующей проблемы психолого-педагогической антропологии(К.Д.Ушинский, Д.И.Менделеев, К.Н.Венцель и др.),

          социокультурный подход (Н.Б.Крылов, Д.С.Лихачев и др.) теория деятельности (В.А.Лекторский, с.Л.Рубинштейн и др.)

          теория творчества, креативности (О.С.Анисимов, А.А.Бодаев, Н.В.Вишнякова и др)

концепция инновационной деятельности (П.А.Сорокин, Н.Гумилев, В.И.Долгова)

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:

– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

– единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

– общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

– формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

– формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов (А.А. Леонтьев):

а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).

б) Культурно ориентированные принципы (принцип образа мира,  принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).

в) Деятельностно- ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип).

Целью реализации основной образовательной Программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

       Реализация цели предполагает решение ряда задач:

1. Разработка содержания, обеспечивающего становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся, их духовно-нравственное развитие и воспитание

2. Формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

3. Развитие у обучающихся потребности в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

4. Формирование у обучающихся опыта практической, познавательной и творческой деятельности;

5.  Охрана и укрепление физического и духовного развития.

6. Решение проблемы непрерывности и преемственности дошкольного, начального общего, основного общего образования.

 

В основе реализации основной образовательной Программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

            воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонациональности,  поликультурного и поликонфессионального состава;

            переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся в образовательном учреждении, реализующем образовательную программу;

            ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий;

            признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

            учет индивидуальных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

            обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

            разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

            личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности;

            метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),  составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);

            предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.

          

       Конечный результат образовательной деятельности начальной школы зафиксирован в Cтандарте в качестве «портрета выпускника»:

            любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

            умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности;

            уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;

            доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, уважающий своё и чужое мнение;

            готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;

            имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни.

Основная образовательная программа начального общего образования 

 

Положение о рабочей группе в МБОУ Шилокшанская ООШ по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

 

Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся начальных классах

 

Положение о портфолио обучающихся начальных классов

 

Положение о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»